Портал правительства Москвы

Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26 июня 2014 года

Решение

Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26 июня 2014 года

О ситуации на рынке труда и реализации пункта 2.3 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Государственная политика в области содействия занятости населения города Москвы реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Законом города Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», подпрограммой «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-1III «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» на 2012-2018 годы», и Московским трехсторонним соглашением на 2013-2015 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее по тексту - Московское трехстороннее соглашение).

Но состоянию на 1 января 2014 г. численность лиц, постоянно проживающих в городе Москве, составила 12108300 человек, из них лиц трудоспособного возраста - 7420300 человек. Численность экономически активного населения города Москвы в среднем за февраль-апрель 2014 г. составила 7048 600 человек. При этом в городе Москве наблюдаются наиболее высокие среди субъектов Российской Федерации показатели уровня экономической активности - 74,7% (в России - 68,6%), уровня занятости - 73,5 % (в среднем по России - 64,8 %).

Город Москва входит в группу субъектов Российской Федерации с наиболее низким уровнем общей и регистрируемой безработицы. Уровень безработицы по методологии Международной организации груда в среднем за февраль-апрель 2014 г. составил 1,6% от экономически активного населения города Москвы (в среднем по России - 5,4 %). Уровень зарегистрированной безработицы но состоянию на 5 июня 2014 г. составляет 0,34 % от экономически активного населения города Москвы, на учете в органах службы занятости города Москвы состоит 24300 безработных граждан. Показатели уровня регистрируемой безработицы достигли показателей докризисного периода (до 2008 года). Коэффициент напряженности на рынке труда - 0,17 ищущих работу граждан на одну вакансию.

На 5 июня 2014 г. 1003 организации заявили о предполагаемом высвобождении 35300 работников в связи с сокращением штата работников данных организаций или их ликвидацией. 337 человек работали в условиях неполного рабочего времени, 544 человека находилось в простое по вине работодателя. Гражданам, находящимся под риском увольнения, органы службы занятости населения города Москвы оказывают содействие в трудоустройстве, в ряде организаций создаются консультационные пункты.

За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения города Москвы обратилось 68 400 человек, из них 49 000 человек было трудоустроено. Количество вакансий в банке данных вакансий составило 227 000 единиц. Органами службы занятости населения города Москвы проведено 98 ярмарок вакансий.

К профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения города Москвы приступили 2469 безработных граждан, 279 женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В программах временной занятости участвовали 11 800 безработных и ищущих работу граждан. Услуги но социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержке оказаны 61500 граждан. Профессиональное обучение по заявкам работодателей прошли 17600 работников.

В целях реализации Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» в организациях обеспечена занятость 52 800 человек, в том числе 34520 инвалидов и 18230 молодежи. Однако доля молодежи среди безработных граждан остается высокой (в 2013 г. доля лиц в возрасте 20-29 лет среди безработных, выявляемых по методологии Международной организации труда, составила 53,7 %, в то время как в среднем по России - 36,9 %).

Определенную роль в социально-трудовых отношениях в городе Москве играют негосударственные агентства занятости населения, оказывающие услуги как соискателям в трудоустройстве, так и работодателям в подборе персонала.

Вместе с тем, на рынке груда города Москвы имеется структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в целом и по секторам экономики города Москвы, в том числе по востребованным профессиям рабочих и должностям служащих, а также по перечню профессиональных навыков, которым должен обладать работник организации для реализации задач ее деятельности.

Работодатели не всегда соблюдают требования Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части представления органам службы занятости населения города Москвы информации о наличии у них свободных рабочих мест и вакантных должностей, что ограничивает возможность объективной оценки ситуации на рынке труда города Москвы.

В соответствии с пунктом 2.3 Московского трехстороннего соглашения стороны социального партнерства уделяют особое внимание обеспечению приоритета трудоустройства жителей города Москвы и недопущению превышения доли иностранных работников в численности занятого населения города Москвы 3,1 % или 200000 человек.

В рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в соответствии с обязательствами Московского трехстороннего соглашения и в целях осуществления контроля за выполнением необходимых для привлечения иностранных работников условий (обеспечение временным жильем, медицинским обслуживанием, соблюдение порядка квотирования рабочих мест) стороны социального партнерства отклоняют необоснованные заявки работодателей на привлечение иностранных работников.

В связи с этим доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы за истекший период 2014 г. не превысила 3,1 % (и составила не более 200000 человек).

В соответствии с пунктом 2.11.1 Московского трехстороннего соглашения продолжается работа по изменению соотношения в уровне профессиональной квалификации привлекаемых иностранных работников. Квотами на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2014 г. предусмотрено привлечение: 32,22% высококвалифицированных, 61,24% квалифицированных и 6,54 % низкоквалифицированных иностранных работников.

В условиях изменения миграционного законодательства Российской Федерации одной из основных задач социальных партнеров являются совместные действия по совершенствованию патентной системы осуществления трудовой деятельности иностранными работниками.

По социально-экономическим и демографическим причинам город Москва нуждается в притоке дополнительных трудовых ресурсов. Для замещения свободных рабочих мест необходимо осуществлять стимулирование трудовой мобильности трудоспособного населения Российской Федерации.

С участием органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации проводятся выездные ярмарки вакансий, акции «День трудовой мобильности».

В целях обеспечения гарантий занятости населения города Москвы, потребности экономики города Москвы в трудовых ресурсах, для реализации сторонами социального партнерства согласованной политики на рынке труда, Московская трехсторонняя комиссия решила:

1. Рекомендовать сторонам социального партнерства:

1.1. Разработать в рамках реализации подпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012- 2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности» на 2012-2018 годы», комплекс дополнительных мероприятий по координации действий сторон социального партнерства по содействию занятости молодежи.

1.2. Приступить к предварительной оценке потребностей в привлечении иностранных работников для нужд экономики города Москвы в 2015 г., в том числе с учетом необходимости осуществления трудовой деятельности иностранными работниками на основании разрешений на работу или патентов.

1.3. Определить долю иностранных работников в численности занятого населения города Москвы на 2015 год на уровне 3.1 % или не более 200000 человек.

1.4. Обеспечить в рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в 2014 г. приведение численности низкоквалифицированных работников к уровню, установленному пунктом 2.11.1 Московского трехстороннего соглашения; отказывать в удовлетворении заявки работодателя о привлечении иностранных работников в случае, если численность низкоквалифицированных иностранных работников превышает 20 % от общей численности заявленных работодателем к привлечению иностранных работников.

1.5. Принять активное участие в реализации плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы».

1.6. Продолжить развитие системы профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов, независимой оценки и сертификации квалификаций, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

1.7. Направить усилия для достижения на федеральном уровне реализации предложений по дополнению порядка выдачи патентов, предоставляющих право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан, следующими положениями:

а) зачислять все налоговые доходы, полученные от реализации патентов, в бюджет субъектов Российской Федерации;

б) наделить субъекты Российской Федерации, в целях регулирования конкуренции на рынках труда субъектов Российской Федерации, правом устанавливать ежегодно стоимость патентов, предоставляющих право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан;

в) указывать в патенте в обязательном порядке вид экономической деятельности, профессию (должность, специальность, направление подготовки), по которым обладатель патента имеет право осуществлять трудовую деятельность.

1.8. Продолжить работу по реализации проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей».

2. Рекомендовать Правительству Москвы:

2.1. Инициировать подготовку правового акта города Москвы, направленного на реализацию пункта 3 статьи 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» в части порядка и сроков предоставления работодателями в органы службы занятости населения города Москвы информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

2.2. Информировать Московскую Федерацию профсоюзов и Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) о результатах проводимого мониторинга уровня заработной платы иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории города Москвы.

3. Рекомендовать Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Правительством Москвы

организовать взаимодействие с негосударственными кадровыми агентствами на системной основе.

4. Рекомендовать Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)

4.1. Проводить разъяснительную работу среди работодателей города Москвы о необходимости ежемесячного представления в органы службы занятости населения города Москвы информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, установленной в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации», статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4.2. В соответствии со статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 13 Федерального закона от 29 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» осуществить в 2014-2015 гг. процесс общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы, а также образовательных программ с учетом Соглашения о взаимодействии Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) с Департаментом образования города Москвы по подготовке и переподготовке кадров от 10 июня 2011 г.

4.3. Проработать вопрос о создании регионального Совета по профессиональным квалификациям в целях обеспечения координации взаимодействия федеральной и региональной составляющих национальной системы профессиональных квалификаций, принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 о создании национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.


5. Рекомендовать Московской Федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)

продолжить совместную работу по решению проблем занятости населения города Москвы путем заключения коллективных договоров в рамках системы социального партнерства.


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter