RSS

Как по нотам: все о первой в сезоне премьере Театра имени Вахтангова

18:29 21.09.2018

Режиссер Римас Туминас и исполнители двух главных (и единственных) ролей рассказывают о работе над спектаклем.

Информация и фото с сайта: https://www.mos.ru/

В Театре имени Вахтангова новый сезон начался с премьеры — постановки Римаса Туминаса «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона. Околодетективную историю о том, как ошибки прошлого могут повлиять на всю дальнейшую жизнь, французский драматург написал всего год назад. Над сценографией работал Адомас Яцовскис — лауреат национальных и международных премий.

Пол оркестровой ямы вместе с прикрепленными к нему стульями поднят над сценой, возвышается над актерами. На самой сцене — старинная мебель.

Роли всего две. Их исполняют два известнейших актера — Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов.

О чем постановка

Действие происходит в 1989 году в Женеве. В гримерку известного дирижера Миллера (Гуськов) после концерта (которым он, к слову, оказался очень недоволен) приходит поклонник Динкель (Хазанов). Он говорит, что приехал в этот город из Бельгии специально ради того, чтобы побывать на выступлении. И сейчас ему нужно только одно: получить автограф маэстро и фото на память.

Однако так ли все безобидно, как кажется? Особенно когда станет понятно, что впереди — долгая психологическая схватка, непростой разговор между немцем и евреем.

У человека, который назвался поклонником, свои счеты с Миллером: тот много лет назад убил в Освенциме его отца.


Какая музыка звучит

Можно сказать, что третью главную роль в этом спектакле играет музыка. В самом начале зрители слышат произведение Вагнера — как известно, это любимый композитор Адольфа Гитлера.

Ближе к середине — сюита Павла Хааса, чешского композитора. Он создал ее, будучи заключенным концлагеря. Хаас надеялся, что произведение понравится его мучителям и он останется жив. Но прогадал.

Кроме того, звучит музыка Моцарта, которого Алексей Гуськов называет чистейшим композитором, а также Фаустаса Латенаса.

Как появился спектакль

Все началось с того, что однажды Геннадий Хазанов, руководитель Московского театра эстрады, пришел к Римасу Туминасу с предложением поставить одну очень интересную пьесу, к тому же совсем свежую. Худрук театра имени Вахтангова отказаться не смог.

«Самая большая сложность была получить согласие Туминаса на постановку этого спектакля. Все остальное — это нормальный рабочий процесс. Честно говоря, я плохо верил в то, что Римас Владимирович найдет время и, главное, изъявит желание», — признался Геннадий Хазанов.

Более того, эту пьесу он видел только на вахтанговской сцене и ни на какой больше. По его словам, спектакль бы проиграл, если бы был поставлен в том же Театре эстрады или где-то еще.

«И я думаю, что если бы Туминас отказался, вполне возможно, что эта пьеса для меня как актера свет бы не увидела», — добавил он. Интересно, что когда-то Геннадия Хазанова не приняли в Щукинское училище, сказали, что у него недостаточно юмора и темперамента. Так что о сцене Театра имени Вахтангова он мечтал очень долго. Через 55 лет мечта стала реальностью.

Алексея Гуськова в эту постановку позвали не случайно: ему уже приходилось играть музыкального гения. В фильме «Концерт» (2009) он перевоплотился в дирижера Большого театра. Подготовка к роли тогда была большой: актер много раз пересматривал записи с Бернстайном, Темиркановым, Светлановым, Федосеевым, изучал их манеры, поведение на сцене. Кстати, его работа в «Фальшивой ноте» — четвертая по счету в этом театре.

Сам режиссер остался доволен результатом. «Я рад очередной встрече с Алексеем и очень рад встрече с Геннадием Хазановым. Это было интересно и будет интересно, я благодарен ему за его поступок», — сказал Римас Туминас.

Как проходила работа

«Мне надо у него учиться, и не только мне», — говорит Гуськов о Хазанове. Он рассказал, что каждый раз после того, как он во время репетиций выходил вместе с Хазановым на сцену, приходилось чистить свой текст, думать над более подходящей фразой. Ведь работа со словом — это очень важно. Бывало так, что и Хазанов звонил своему партнеру даже посреди ночи с предложением что-то изменить в тексте, спрашивал его мнение.

Хазанов вспоминает: он с большим интересом наблюдал, как работает со своим персонажем Гуськов. Конечно, во время репетиций не обходилось без притирок, периода привыкания друг к другу, но это все очень быстро удавалось преодолеть.

Римаса Туминаса часто спрашивают, как он решился поставить спектакль-дуэт, не боится ли провала. На этот случай у него припасена однаистория: однажды Олег Табаков пригласил его поставить пьесу Беккета «В ожидании Годо». Сам Олег Павлович хотел сыграть Владимира. Его партнер — Валентин Гафт. С произведением Туминас был знаком очень хорошо, поэтому не до конца понимал, как такой трудный текст можно перенести на сцену. Боялся, что зритель попросту не поймет. Он спрашивал Табакова, что будет, если постановка окажется неудачной. «Римас, смотрите: это вы, Валя, я и большая сцена МХАТ. Какой провал?» — отвечал Олег Павлович.

Сегодня Римас Туминас отвечает так же: «Вот Алексей, вот Геннадий, вот основная сцена Вахтанговского театра — какой же тут провал?»

Информация и фото с сайта: https://www.mos.ru/

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати